О капризах и непослушаниях хороших и разных (agberd) wrote,
О капризах и непослушаниях хороших и разных
agberd

Принцип красного карандаша

Почему ругать ребенка значительно легче, чем поддерживать и хвалить?
«Ругающие» фразы берутся как будто из ниоткуда, сами собой:

«Да, что же ты у меня за наказание!»
«У всех дети как дети, а у меня что?»
«Не пойму, откуда у тебя руки растут?»


Список чего-то подобного можно продолжать почти до бесконечности. В ответ на предложение задуматься, почему так происходит, родители часто отвечают: а что, собственно, происходит? Мы слышали такие фразы, и ничего — хорошими людьми выросли!

Между тем, наше языковое сознание оценочно: мы точно знаем — то, что ребенок делает хорошо — правильно, так и должно быть, поэтому как-то отмечать особенно его уже ставшие привычными успехи вроде бы и смысла-то нет. Например, учится ребенок в школе хорошо — а как же ему еще учиться? Вот учился бы отлично — другое дело, за это и похвалить, и поощрить можно. Однако отличники оказываются в иной ловушке: если чуть сбавить обороты и начать учиться хорошо, а не отлично, родители расстроятся и санкции ввести могут «за неотличную учебу».

Если ребенок каждый день выполняет свои домашние обязанности: выбрасывает мусор и покупает хлеб — чего на это обращать внимание, так и должно быть! Вот если как-нибудь забудет, тогда ему стоит за это попенять.

В педагогике такое положение дел называется принципом «красного карандаша». Название пришло из практики проверки тетрадей. Когда учитель проверяет школьные сочинения, то выносит на поля десять видов ошибок: орфографические, пунктуационные, фактические, логические, стилистические и пр. При этом редкий учитель кладет рядом с собой, например, зеленый карандаш, чтобы отмечать успехи, которые минимально присутствуют в любом сочинении: интересные сюжетные повороты, удачные сравнения, яркие эпитеты... Кратко этот принцип можно сформулировать так: указывать нужно на недостатки, а не на достоинства, чтобы человек захотел исправиться и стать лучше.

Небольшой эксперимент: представьте, что вам предстоит спонтанно похвалить ребенка, какие слова, в каком количестве приходят в вашу голову? С большой долей вероятности можно предположить, что таких слов будет два: умница и молодец... А если вы хотите отчитать ребенка, например, за медлительность, какой набор слов приходит в голову? За поспешность? За неразумный подход к делу? За неаккуратность? Таких слов окажется на порядок больше.

Если регулярно задавать себе вопрос: а что хорошего сегодня сделал мой ребенок, можно выработать в себе полезный навык применения «зеленого карандаша».
Tags: воспитание, родительская речь, языковое сознание
Subscribe

  • Годовалый агрессор

    Добрый день! С моим ребенком начались проблемы. Я не могу справиться с его агрессией. Сыну еще нет года, а я уже теряюсь, не знаю, что делать. У…

  • Сердись, как я!

    Что делать, если ребенок топает ногами и дерется со взрослыми Родителей часто огорчает, что ребенок сердится, проявляет гнев по различным поводам. У…

  • "Я кому говорю!?"

    Столкнувшись с проявлением детской вредности, родители ввязываются в азартную игру, в которой нет победителей В ходе обсуждения тем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment