О капризах и непослушаниях хороших и разных (agberd) wrote,
О капризах и непослушаниях хороших и разных
agberd

"Я кому говорю!?"

Столкнувшись с проявлением детской вредности, родители ввязываются в азартную игру, в которой нет победителей
В ходе обсуждения тем детско-родительских отношений часто затрагивается детская вредность: ребенок получает удовольствие от того, что делает нечто назло родителю.

Родительский гнев как индикатор происходящего указывает на довольно любопытное положение дел. Рассмотрим наиболее типичные ситуации, когда родитель штатно может сердиться. Как правило, это ситуации неподчинения — ребенок не выполняет то, что ему сказал делать взрослый.

Например, мама говорит: «Пора домой!»
Ребенок отвечает: «Сейчас, мама», продолжая заниматься своими делами.
Мама, повышая тон: «Я кому говорю, пора домой?!».
Ребенок: «Еще минутку, мама!».
Мама начинает выходить из себя: «Быстро домой! Без разговоров!».
«Ну мама!..».

Мама стремительным шагом идет по детской площадке, чтобы поймать бунтаря и отправить домой. Ребенок, понимая, что сейчас ему достанется, оттягивает момент взбучки, убегает от мамы. Мама в гневе гоняется за ребенком по площадке. Причем чем больше мама распаляется, тем более азартно в этой игре участвует ребенок. Азартно — это довольно точно определяющее ситуацию слово в имеющемся контексте. Родительский гнев — показатель того, что происходит борьба за власть между взрослым и ребенком: за кем останется последнее слово. Взрослый при этом зачастую также охвачен азартом. Становится неважно, ради чего говорилась первоначальная фраза, необходимым становится настоять на своем, добиться подчинения, потому что в противном случае «пострадает родительский авторитет», по мнению многих родителей. Хотя заметим, положа руку на сердце: авторитет значительно больше страдает от беготни по площадке за ребенком, от участия взрослого в этом соревновании с ребенком, как будто убеждающем ребенка — это подходящая модель общения!

Отношения борьбы за власть — неподходящая модель общения, потому что в ней нет выигравших, только проигравшие. Проигрывают все: в ситуации с прогулкой мама будет расстроена тем, как она выглядела в глазах окружающих, под влиянием этого накажет ребенка, возможно, избыточно эмоционально, о чем потом будет жалеть и чувствовать себя виноватой. Ребенку все равно придется пойти домой и подвергнуться наказанию…

Поэтому важно не бороться, отказаться от лобового столкновения с ребенком. Например, предупредить ребенка заранее, что прогулка заканчивается. Или договориться об условном сигнале: когда я начинаю махать руками вот так — это значит, пришло время собирать игрушки. Или войти в игру ребенка и органично привести ее к завершению: ЦУП вызывает звездолет на посадку, всем пилотам на обед, это приказ! Не факт, что это однозначно заставит ребенка отказаться от бунта, но его вероятность слегка снизит совершенно точно. Воспитание — творческий процесс.
Tags: воспитание, дети и родители
Subscribe

  • (no subject)

    НГС.SHE: День знаний и надежд Размышления о 1 сентября, родительских ожиданиях и детских возможностях Первое сентября — волшебный день, в…

  • Провокация дезадаптации

    Позади первое сентября, торжественная линейка, огромные белые банты и море букетов… Начинаются обычные школьные будни. Ребенок, который очень хотел…

  • О школьной мотивации

    Сейчас, летом совсем не хочется думать о школе. Завершившие свой первый школьный год теперь уже второклассники наслаждаются заслуженным отдыхом.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments