О капризах и непослушаниях хороших и разных (agberd) wrote,
О капризах и непослушаниях хороших и разных
agberd

Categories:

Мама в гневе

Как за пару секунд справиться с эмоциями и сохранить терпение, если ребенок капризничает, шумит и бьет посуду

Дети бывают неуклюжими, шумными, бывают вредными и капризными. Где взрослому человеку взять столько терпения, чтобы стоически выносить шум, вредность и капризы, да еще сохранять при этом спокойствие?

Представьте себе картинку: пятилетка, помогая маме убирать со стола посуду, роняет любимую мамину кружку и разбивает ее в несклеиваемые дребезги о кафельный пол кухни. Какой будет реакция мамы? Что она скажет и сделает? С большой долей вероятности мама выразит досаду по поводу неуклюжести своего отпрыска, припомнит все разбитые и сломанные за его недолгую жизнь вещи, хорошо, если еще не отшлепает, напрочь забыв, что неприятность случилась, когда малыш пытался ей помочь.

Картинка другая: та же кухня, мама и ее подруга убирают посуду со стола, подруга роняет ту же любимую кружку хозяйки дома и разбивает ее в пыль о тот же самый пол… Какой будет реакция владелицы кружки? Поднимется ли у нее рука отшлепать подругу? Сможет ли она отчитать ее, указывая, откуда у нее растут руки или оценивая ее умственные способности и уровень координации в целом? Скорее всего, нет… Наиболее вероятно события будут развиваться следующим образом. Неуклюжая подруга извинится, мама пожмет плечами и скажет что-то вроде: посуда бьется — это к счастью!

В чем, собственно, разница, если итог действий одинаков: кружка разбита, женщина ее лишилась? Разница существенна: она в том, что в первом случае виновник происшествия — ребенок, а во втором — взрослая подруга. Это разница в отношениях: в первом случае они детско-родительские, а во втором — дружеские. В детско-родительских отношениях вспыльчивость, агрессивность и, может быть, даже грубость, получается, простительны, а в дружеских неприемлемы.

Между тем знание этих закономерностей отношений дает в родительские руки надежный инструмент по регулированию собственного состояния и способов реагирования на детское поведение. Если ребенок прямо сейчас делает что-то, что меня как родителя расстраивает, огорчает, сердит или даже обижает и я уже открываю рот, чтобы выдать гневную тираду, обличающую действия нерадивого мальчишки, я могу потратить пару секунд, чтобы подумать вот о чем: «А если бы это сделал или сказал мой друг? Что бы я ему ответила? Как бы отреагировала?». Несколько секунд на размышления, и родительская реакция может быть не такой острой, осложняющей отношения. В этом случае родительская реакция будет работать на сохранение отношений — ведь друзьями мы дорожим, а не на разрушение — ребенок все равно от нас никуда не денется, что бы мы ни делали или говорили.
Tags: гнев, детско-родительские отношения, управление гневом
Subscribe

  • (no subject)

    НГС.SHE: День знаний и надежд Размышления о 1 сентября, родительских ожиданиях и детских возможностях Первое сентября — волшебный день, в…

  • Провокация дезадаптации

    Позади первое сентября, торжественная линейка, огромные белые банты и море букетов… Начинаются обычные школьные будни. Ребенок, который очень хотел…

  • О школьной мотивации

    Сейчас, летом совсем не хочется думать о школе. Завершившие свой первый школьный год теперь уже второклассники наслаждаются заслуженным отдыхом.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments