О капризах и непослушаниях хороших и разных (agberd) wrote,
О капризах и непослушаниях хороших и разных
agberd

Categories:

Семинар Оскара Бренифье

Мне посчастливилось побывать на семинаре известного французского философа, человека, стоящего у истоков философского консультирования, Оскара Бренифье.
Это сейчас уже после семинара, после осмысления увиденного я могу сказать: "Посчастливилось". До встречи настроение и ощущения были самыми разными. В прошлом году философ уже посещал нашу школу (гимназия № 6), оставив после себя самые разные, неоднозначные впечатления. Источник, не пожелавший быть названным, резюмировал прошлогодние впечатления следующим образом: "Если бы подобным образом свое общение с ребенком строил педагог нашей школы, окружающие подумали бы, что он унижает и втаптывает ученика в грязь...".
Это высказывание произвело на меня сильное впечатление, которое не изгладила полностью фактическая информация, почерпнутая в сети, о самом философе и его деятельности.
Накрутив себя таким образом, я отправилась обеспечивать общение философа с детьми нашей школы. Однако не только я оказалась предвзятой. Когда меня представили, Оскар сказал:
- А-а-а, психолог. Психологи меня не любят. Им кажется, что я "мучаю детей". (закавыченную часть фразы господин Бренифье произнес по-русски).
- Я думаю, что иногда в профилактических целях это бывает полезно, - робко ответила я.
- О-о-о, да вы мой друг.
Так, обретя официальный статус друга философа с мировым именем, я немного расслабилась.
А далее было четыре часа увлекательной, насыщенной работы с детьми. Девиз, под которым проходила эта работа, можно сформулировать следующими словами господина Оскара:
Ясность сознания, ясность мышления, ясность языка, ясность существования - цель философской консультации.
Чтобы достичь ясности, необходимо устранить помехи. Невозможно вести продуктивную и эффективную работу в классе, где имеются проблемы с дисциплиной. Это первый шаг.
Меня впечатлило, насколько быстро и точно Оскару удалось в каждом классе определить места "дисциплинарных завихрений" в каждом классе.
Пятиклассникам было предложено представить, что став взрослыми людьми, они решили написать книгу для своих детей, вложив туда самые важные идеи, которые приходили им в течение их жизни. Эта работа должна была совершиться с одним условием - в тишине, чтобы каждый имел возможность полностью изложить свой замысел на бумаге, а затем, при желании, поделиться им со всем классом сразу. Если начать делиться с соседом, есть риск потерять часть замысла, не донести его до бумаги.
Удалось ли пятиклассникам сохранить тишину и спокойствие? Конечно, нет.
Кто-то начинает говорить оттого, что волнуется и тревожится, верно ли он понял задание. Оскар это видит, и работает с тревогой, помогая ребенку успокоиться. Кто-то говорит, потому что видит в происходящем возможность самоутвердиться. Оскар видит это, и дает ребенку возможность увидеть свои действия в зеркальном отражении. Кто-то говорит автоматически, по инерции, даже не отдавая себе отчета, не замечая своих действий. Вопросы Оскара помогают ребенку осознать происходящее.
Пятиклассники так и не добрались до собственно работы над идеей собственных книг, но судя по резюме встречи, которое сделал один из учеников, происходящее заставило о многом задуматься.
"Мне кажется, что то, чем мы здесь занимались, поможет больше думать о том, что мы обычно делаем. Если я говорю на уроке, я это замечаю, если замечаю, понимаю ли, с какой целью это делаю? Это важно, это экономит силы и время".
Сложно представить такую фразу из уст пятиклассника. И тем не менее, так оно и было. Я слышала и записывала :)
Самым удивительным, наверное, было то, как чутко и точно Оскар работает со словом. И это несмотря на то, что не владеет русским языком, и работа ведется через переводчика. Переводчику здесь, конечно, отдельное спасибо за ясность, скорость и обширный словарный запас.
Замечательно, когда нам - педагогам, ученикам, родителям - предоставляется возможность знакомиться, взаимодействовать, общаться с интересными людьми, у которых есть чему учиться.
Tags: семинары
Subscribe

  • Ошибочные цели ребенка

    Добрый день ,уважаемые участники форума! 29 декабря в академгородке состоится семинар для родителей "Ошибочные цели ребенка" Любое…

  • Психологическое исследование

    Добрый день! Приглашаю Вас принять участие в исследовании феномена психологической поддержки в отношениях учитель-ученик. Как показывает практика…

  • Как понять себя и свою семью?

    Мастер-класс проводит Бердникова Анна Геннадьевна Семья - вечное незыблемое понятие. Семья есть или была у каждого так или иначе. Задаваться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments