О капризах и непослушаниях хороших и разных (agberd) wrote,
О капризах и непослушаниях хороших и разных
agberd

О школьной мотивации





Сейчас, летом
совсем не хочется думать о школе. Завершившие свой первый школьный год теперь
уже второклассники наслаждаются заслуженным отдыхом. Будущие выпускники –
одиннадцатиклассники – набираются сил перед решающим, подводящим итоги всей их
школьной жизни рывком – выпускным классом. Среднее звено просто получает
удовольствие от теплых дней и разнообразных возможностей, даруемых летом.


Но родителям
будущих первоклассников не до отдыха. Совсем немного времени осталось до начала
первого учебного года, к нему необходимо быть полностью готовыми ,в первую
очередь психологически. Поэтому зачастую последнее лето перед школой становится
для ребенка не возможностью отдохнуть и набраться сил, а интенсивным тренингом.
Пока еще малышу-дошкольнику нанимаются репетиторы по математике и английскому,
за ним ходит бабушка с секундомером, замеряя технику чтения, он учится
переписывать каллиграфическим почерком целые страницы…


Безусловно,
подготовка к школе необходима. Но важно помнить, что готовность к школе состоит
не только из интеллектуальной, но и многих других составляющих: физической,
эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной. Еще одним важным моментом
является то, что в идеале к началу школьного обучения у ребенка происходит
смена ведущей деятельности – с игровой на учебную – в результате чего ребенку
становится интересно учиться, получать новые знания. В среднем это происходит к
семи годам.


Поэтому очень
хорошо, если подготовка к школе проходит интересно, в игровой форме, особенно
это касается рутинных для ребенка процессов, например, складывания букв в слоги
или отрабатывания навыков каллиграфии. Замечательно, когда ребенок к началу
школьного обучения умеет читать, писать и говорить на нескольких языках.
Однако, если эти умения достигаются нудным натаскиванием, то при этом может
серьезно пострадать школьная мотивация ребенка. Предположив, что в школе будет
все то же самое только дольше и в большем объеме, ребенок теряет к школе
интерес.


Проведите тест
"Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию
школьника (по Т.Д. Марцинковской).






1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения,
пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и
физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?






2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с
переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?






3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и
четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы
хотел учиться?






4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения
учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно
делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?






5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет,
то в какой из них ты бы хотел учиться?






6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить
другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?






7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать,
делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год",
то согласился бы ты с таким предложением?






8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет
ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по
утрам в школу", то легко бы ты согласился с таким предложением?






9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится
в школе?", то что бы ты ответил ему?






Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас
буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится
больше".






Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не
ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные
замечания ребенка.






Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный -
0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5
баллов и больше.






Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные
представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у
ребенка мотивационной готовности к школе. Хорошо, если и этот тест получится
провести не как серьезное мероприятие, а как увлекательную игру, например, в
устройство на работу и прохождение собеседования.


По большому счету здесь нет
правильных и не правильных ответов. Условно правильные ответы указывают на
желание и готовность быть в школе, неправильные – быть с мамой и в саду –
интерес к школе недостаточно силен. Познавательный интерес, зародившийся у
дошкольника, поможет ему в будущем успешно и увлеченно обучаться всему, что он
посчитает нужным.



Tags: родители, школа
Subscribe

  • (no subject)

    НГС.SHE: День знаний и надежд Размышления о 1 сентября, родительских ожиданиях и детских возможностях Первое сентября — волшебный день, в…

  • Почему мама не хочет жить с папой?

    Мы с мужем решили развестись. Официально пока не развелись, но живем уже раздельно несколько недель. Мой пятилетний сын задает мне этот вопрос:…

  • В фокусе внимания родителей

    Меня беспокоит несколько моментов в отношениях с трехлетним сыном. Во-первых, его капризы по поводу и без. Он готов плакать бесконечно, пока не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments